Меню

Авторы

Скоморох Памфалон

Автор: Николай Лесков 101 5 мин


Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево произрастает,оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жёстко оно умирает. Чёрствость и сила — спутники смерти.Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит.

Лао-тзы

Глава первая

В царствование императора Феодосия Великого жил в Константинополе один знатный человек, патрикий и епарх, по имени Ермий. Он был богат, благороден и знатен; имел прямой и честный характер; любил правду и ненавидел притворство, а это совсем не шло под стать тому времени, в котором он жил.

В то отдалённое время в Византии, или в нынешнем Константинополе, и во всём царстве Византийском было много споров о вере и благочестии, и за этими спорами у людей разгорались страсти, возникали распри и ссоры, а от этого выходило, что хотя все заботились о благочестии, но на самом деле не было ни мира, ни благочестия. Напротив того, в низших людях тогда было много самых скверных пороков, про которые и говорить стыдно, а в высших лицах царило всеобщее страшное лицемерие. Все притворялись богобоязненными, а сами жили совсем не по-христиански: все злопамятствовали, друг друга ненавидели, а к низшим, бедным людям не имели сострадания; сами утопали в роскоши и нимало не стыдились того, что простой народ в это самое время терзался в мучительных нуждах. Обеднявших брали в кабалу или в рабство, и нередко случалось, что бедные люди даже умирали с голода у самых дверей пировавших вельмож. При этом простолюдины знали, что именитые люди и сами между собой беспрестанно враждовали и часто губили друг друга. Они не только клеветали один на другого царю, но даже и отравляли друг друга отравами на званых пирах или в собственных домах, через подкуп кухарей и иных приспешников.

Как сверху, так и снизу всё общество было исполнено порчей.

Глава вторая

У упомянутого Ермия душа была мирная, и к тому же он её укрепил в любви к людям, как заповедал Христос по Евангелию. Ермий желал видеть благочестие настоящее, а не притворное, которое не приносит никому блага, а служит только для одного величания и обмана. Ермий говорил: если верить, что Евангелие божественно и открывает, как надо жить, чтобы уничтожить зло в мире, то надо всё так и делать, как показано в Евангелии, а не так, чтобы считать его хорошим и правильным, а самим заводить наперекор тому совсем другое: читать оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем, а заместо того ничего никому не оставлять, а за всякую обиду злобиться и донимать с ближнего долги, не щадя его ни силы, ни живота.

Над Ермием за это все другие вельможи стали шутить и подсмеиваться; говорили ему: Верно, ты хочешь, чтобы все сделались нищими и стояли бы нагишом да друг дружке рубашку перешвыривали. Так нельзя в государстве. Он же отвечал: Я не говорю про государство, а говорю только про то, как надо жить по учению Христову, которое все вы зовёте божественным. А они отвечали: Мало ли что хорошо, да невозможно! И спорили, а потом начали его выставлять перед царем, как будто он оглупел и не годится на своём месте.

Ермий начал это замечать и стал раздумывать как в самом деле трудно, чтобы и в почести остаться и самому вести жизнь по Христову учению?

И как только начал Ермий сильнее вникать в это, то стало ему казаться, что этого даже и нельзя совсем вместе соединить, а надо выбирать из двух одно любое: или оставить Христово учение, или оставить знатность, потому что вместе они никак не сходятся, а если и сведёшь их насильно на какой-нибудь час, то они недолго поладят и опять разойдутся дальше прежнего. Уйдёт один бес и опять воротится, и приведёт ещё семерых с собою. А с другой стороны глядя, Ермий соображал и то, что если он станет всех обличать и со всеми спорить, то войдёт он через то всем в остылицу, и другие вельможи обнесут его тогда перед царём клеветами, назовут изменником государству и погубят.

Угожу одним, — думает, — не угожу другим: если с хитрыми пойду — омрачу свою душу, а если за нехитрых стану — то им не пособлю, а себе беду наживу. Представят меня как человека злоумышленного, который сеет неспокойствие, а я могу не стерпеть напраслины да стану оправдываться, и тогда душа моя озвереет, и я стану обвинять моих обвинителей и сделаюсь сам такой же злой, как они. Нет, пусть так не будет. Не хочу я никого ни срамить, ни упрекать, потому что всё это противно душе моей, а лучше я совсем с этим покончу: пойду к царю и упрошу его дозволить мне сложить с себя всякую власть и доживу век мой мирно где-нибудь простым человеком.

Глава третья

Как Ермий задумал, так он и сделал по своему рассуждению. Царю Феодосию он ни на что не жаловался и никого перед ним не обвинял, а только просился отставить его от дел. Царь уговаривал Ермия остаться при должности, но потом отпустил. Ермий получил полную отставку (отложи от себя всяку власть). А в это же самое время скончалась жена Ермия, и бывший вельможа, оставшись один, начал рассуждать ещё иначе:

Не указание ли мне это свыше? — подумал Ермий. — Царь меня отпустил от служебных забот, а господь разрешил от супружества. Жена моя умерла, и нет у меня никого такого в родстве моём, для которого мне надо было бы стараться по своим имениям. Теперь я могу идти резвее и дальше к цели евангельской. На что мне богатство? С ним всегда неминучие заботы, и хоть я от служебных дел отошёл в сторону, а, однако, богатство заставит меня о нём заботиться и опять меня втравит в такие дела, которые не годятся тому, кто хочет быть учеником Христовым.

А богатства у Ермия было очень много (бе бо ему богатство многосущное) — были у него и дома, и сёла, и рабы, и всякие драгоценности.

Ермий всех своих рабов отпустил на волю, а всё прочее богатство многосущное продал и деньги разделил между нуждавшимися бедными людьми.

Поступил он так потому, что хотел совершен быть, а тому, кто желает достичь совершенства, Христос коротко и ясно указал один путь Отдай всё, что имеешь, и иди за мною

Ермий всё это исполнил в точности, так что даже никакой малости себе не оставил, и радовался тому, что это совсем не показалось ему жалко и трудно. Только начало было дорого сделать, а потом самому приятно стало раздавать всё, чтобы ничто не путало и ничто не мешало идти налегке к высшей цели евангельской.

Николай Лесков: рассказы повести Рассказ

Поделитесь с друзьями

storytelling.su

Чтобы оставить обзор Зарегистрируйтесь


От автора (48)

  • Штопальщик

    Глава перваяПреглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице, имеющее совсем свя...

    Автор: Николай Лесков

    • 192 20 мин
  • Шерамур

    (Чрева-ради юродивый)Глава перваяПо некоторым, достаточно важным причинам выставленная кличка должна заменять собственное имя моего героя — если только он годится куда-нибудь в герои.Если бы я не о...

    Автор: Николай Лесков

    • 120 5 мин
  • Чертогон

    ГЛАВА ПЕРВАЯЭто обряд, который можно видеть только в одной Москве, и притом не иначе как при особом счастии и протекции.Я видел чертогон с начала до конца благодаря одному счастливому стечению обсто...

    Автор: Николай Лесков

    • 115 16 мин
  • Христос в гостях у мужика

    Посвящается христианским детямНастоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, — я слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близк...

    Автор: Николай Лесков

    • 124 13 мин
  • Умершее сословие

    (Из юношеских воспоминаний)В 1884 году было напечатано в газетах, что в Нижнем Новгороде один торговец и один чиновник, сидя в трактире, бранили местного губернатора Баранова. Полиция арестовала этих...

    Автор: Николай Лесков

    • 117 18 мин

    Вам может быть интересно

    • Прекрасная Аза

      Любовь покрывает множество грехов.I Петра IV. 8В первых веках христианства в Александрии египетской жила одна очень молодая и очень красивая девушка, египтянка, по имени Аза. За её красоту её назы...

      Автор: Николай Лесков

      • 88 16 мин
    • Привидение в Инженерном замке

      Глава перваяУ домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы....

      Автор: Николай Лесков

      • 82 20 мин
    • Пугало

      У страха большие глаза.ПоговоркаГлава перваяМоё детство прошло в Орле. Мы жили в доме Немчинова, где-то недалеко от маленького собора. Теперь я не могу разобрать, где именно стоял этот высокий де...

      Автор: Николай Лесков

      • 126 11 мин
    • Пустоплясы

      На одном дорожном ночлеге по старому тракту сбилось так много людей, что все места в просторной избе были заняты. Случились тут люди и конные, и пешие, и швецы, и жнецы, и удалые разносчики, и чернора...

      Автор: Николай Лесков

      • 121 15 мин
    • Путешествие с нигилистом

      Кто скачет, кто мчится в таинственной мгле?ГётеГлава перваяСлучилось провести мне рождественскую ночь в вагоне, и не без приключений.Дело было на одной из маленьких железнодорожных ветвей, так с...

      Автор: Николай Лесков

      • 128 10 мин