Адрес
Маленькая Светлана жила в большом городе. Она не только умела правильно говорить все слова и считать до десяти, но и знала свой домашний адрес.
— Где ты живёшь, девочка? — спрашивали её.
— Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать, — говорила Светлана и была очень довольна, что не ошиблась.
Но однажды к ней пришёл соседский мальчик Боря и спросил:
— А в каком городе мы живём?.. Вот и не знаешь!
Светлана нахмурилась и ничего не сказала. Не знала.
Вечером, когда мама вернулась с работы, Света подбежала к ней и спросила:
— А в каком городе мы живём?.. Вот и не знаешь!
Но мама знала.
— В Москве, — сказала она и подвела Светлану к окну.
Светлана посмотрела за окно, где далеко-далеко в небе, на кремлевской башне, горела красная звезда.
— Вот она, Москва! — сказала мама.
А в выходной день к дому, где жила Светлана, подъехала совсем новая, сверкающая голубой краской машина. Это папа взял машину, чтобы покатать Свету с мамой по городу.
Светлана забралась на мягкое сиденье рядом с шофёром, а папа с мамой сели сзади.
Помчалась машина по широким улицам.
Видит Светлана новые большие дома и спрашивает:
— Это что? Где мы едем?
— Мы по Москве едем, — отвечает мама. — Видишь, какие большие, красивые дома строятся на московских улицах!
Все дальше и дальше мчится машина. Так мчится, что дух захватывает!
Едет Светлана и всё спрашивает:
— Это что? Где мы едем?
— Это всё Москва!
Пронеслась машина по Красной площади.
Видит Светлана: стоит Кремль, а над ним сверкают красные звёзды. И так сверкают, что, наверное, все люди на земле видят их яркий свет.
— Вот какая она, наша Москва! — сказал папа. — Большая, красивая!
А когда Света приехала домой, мама её спросила:
— Ну, доченька, где ты живёшь?
— В Москве, Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать, — ответила Светлана.
Это было давно, когда Светлане исполнилось три года. С того дня Светлана хорошо знает, что Москвой называется весь большой, красивый город, в котором живут и она, и мама с папой, и все ребята из её детского сада.
Самая храбрая
Когда Светлане не было ещё четырёх лет, произошёл такой случай.
Гуляла она во дворе и увидела мохнатую собачонку.
Света подошла к собачонке да как схватит её за хвост:
— Собака-бабака, не боюсь тебя!
Собака-бабака рассердилась, залаяла на Свету и давай её трепать за пальто: вот тебе, не обижай меня, не дразни!
С тех пор Светлана очень не любила собак, а может быть, просто боялась их.
Идёт Светлана с папой утром в детский сад, и только они увидят собаку, как Света обязательно скажет: Хочу на ручки!
Однажды Светлана с папой уже подходили к детскому саду, как вдруг она увидела большую собаку. Собака шла с каким-то мальчиком прямо им навстречу.
Света даже остановилась на минутку, посмотрела на собаку, потом на папу и хотела сказать: Хочу на ручки!
Но папа на этот раз почему-то не остановился. Он шёл вперёд и как будто не замечал собаки.
— Ой, какая страшная! — прошептала Светлана.
Большая собака с розовым языком, мохнатой шерстью и высоко поднятыми ушами поравнялась с ней.
Света увидела её морду и даже услышала, как она часто дышит.
Тут Света уже совсем было собралась заплакать, но ещё крепче уцепилась за папину руку, закрыла глаза и… прошла мимо.
— Вот и молодец! — сказал папа. — Ты растёшь храброй девочкой. Собака друг человека, и её не надо бояться. Но и дразнить тоже не надо! — И папа улыбнулся Свете.
— А я не боюсь, совсем теперь не боюсь! — сказала Светлана. — Я буду самая храбрая!
Новые книжки
Светланина группа помещалась в большой, просторной комнате на первом этаже.
Здесь было очень светло, на подоконниках стояли цветы и аквариумы с рыбками, а в клетке сидел маленький галчонок, которого недавно нашли во дворе мальчишки из старшей группы.
Ребята жили дружно. Всё было у них общее: игрушки и книжки с картинками, рыбки и галчонок, и даже большой кот, которого почему-то прозвали Бобиком. В группе много ребят, и все они очень нравились Светлане, но больше всех она подружилась с Виталиком. Про них так и говорили: Это друзья.
Однажды ребятам купили новые книжки — большие, разноцветные, интересные.
— Ну, давайте смотреть новые книги, — сказала воспитательница Зинаида Фёдоровна.
Все собрались в кружок и стали смотреть картинки: читать ещё никто не умел.
Вот на обложке нарисован серый кот. Посмотрели девочки на картинку.
— Совсем как наш Бобик, — сказала Лена.
— И не похож он на Бобика, — сказала Ира. — Бобик большой, а этот вон какой малюсенький! Наверное, его сын.
А Виталик держал в руках другую книжку — про моря и пароходы. Плывёт пароход, качается на волнах. Из трубы идёт чёрный дым, а на высокой мачте вьётся красный флаг. Хорошо плыть по морю на таком пароходе!
Светлана подошла к Виталику и тоже посмотрела на картинку:
— Кто плавает на пароходе? Шофёры?
— Не шофёры, а капитаны! — ответил ей Виталик. — Это не автомобиль, а пароход. Давайте играть в пароход! Я буду капитаном.
— А можно, и я буду капитаном? — спросила Светлана. — Я тоже хочу плавать по морям!
— Ты не будешь, — сказал Виталик. — В капитаны девчонок не берут. Они там ещё начнут плакать и потопят пароход.
— А я буду капитаном!
— Не будешь!
Ребята заспорили, а Зинаида Фёдоровна подошла к ним и сказала:
— Раз Света хочет быть капитаном, значит, обязательно будет. У нас в стране кем захочешь, тем и будешь: и шофёром, и капитаном, и машинистом. Только нужно много и хорошо работать!
Светлана обрадовалась и решила, что, когда вырастет, обязательно будет самым настоящим капитаном.
Тогда Виталик сказал:
— Двух капитанов на пароходе всё равно не бывает. Я лучше тебя в помощники к себе возьму! Будешь мне помогать!
Когда не бывает скучно
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Только одна Светлана осталась в группе.
— Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, — сказала Зинаида Фёдоровна. — Поиграй, а мы скоро вернёмся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется.
— Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате.
Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стёкла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной быстро не управиться.
— Я помогу! — говорит Светлана. — Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
— Скорее, — говорит Светлана, — а то не успеем!
— Скорей! — говорит Нина Марковна. — Нужно всё до прихода ребят убрать.
Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идёт ещё быстрей.
Только Нина Марковна со Светланой кончили уборку, как на улице пошёл дождь и все ребята прибежали домой.
Вошли к себе в группу, посмотрели: пол подметён, куклы положены в кроватки, стёкла протёрты и стулья расставлены по порядку. Чисто в комнате, уютно, хорошо!
— Ну как, тебе не скучно было? — спрашивает Свету Зинаида Фёдоровна.
— Нет, — отвечает Светлана, — мы с Ниной Марковной работали!
За обедом
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.
Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Фёдоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Виталик.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
— Ну ладно, — говорит Зинаида Фёдоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.
Все помыли руки и сели за столы.
Нина Марковна принесла большой поднос, а на нём рядами стоят тарелки с супом.
Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки.
— Тебе, Виталик, придётся подождать, — говорит Зинаида Фёдоровна. Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не бьются. Это… это… я… её нечаянно разбила. Я больше не буду! — И она пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету, — решили ребята.
Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
Прогулка
Обычно ребята гуляли во дворе, около детского сада. А сегодня Зинаида Фёдоровна решила погулять с ними по улицам, показать Москву. Все оделись, построились парами и пошли сначала по переулку, потом по широкой улице, прямо к скверу.
День стоял весенний, хороший.
Солнце так горячо припекало, что ребята даже пальто расстегнули жарко. Деревья нагрелись под тёплыми лучами, раскрыли первые почки.
А по мостовой прыгали воробьи, чирикали наперебой, купались в лужах.
Машины мимо несутся — воробьи не боятся.
Трамваи и троллейбусы едут — воробьи не боятся. Люди по тротуарам идут — воробьи не боятся.
Такие уж они отчаянные, наши московские воробьи!
Много интересного видят ребята кругом. И главное — куда ни посмотрят, везде идёт работа, везде люди заняты делом: расширяют улицы, ставят красивую ограду вокруг сквера.
На углу улицы, там, где раньше стояли маленькие, старые домики, строится новый дом-великан.
Ребята сначала смотрели на него издали, а потом Зинаида Фёдоровна подвела их поближе к стройке.
Ходят по рельсам большие подъёмные краны, подают наверх стальные балки, а там рабочие их укрепляют.
Растёт дом не по дням, а по часам.
Одна за другой едут на стройку грузовые машины: везут рельсы и камни, песок и кирпич, железо и доски.
— Вот как строят теперь в Москве! — говорит Зинаида Фёдоровна. — Раньше один большой дом строился несколько лет, а теперь за один год строят сотни новых домов-великанов.
Ребята стоят около забора — никак не могут насмотреться. Еле-еле уговорила их Зинаида Фёдоровна пойти домой.
А когда пришли к себе в группу, тоже решили заняться делом.
— Я буду самый большой дом строить! — говорит Светлана. — Такой, как там, на улице.
— И я! И я! И я! — закричали ребята.
Собрали они кубики, коробки, ящики, машины: закипела работа.
Каждые пять минут отстраивается новый дом!
Скоро целый город вырос на полу — с большими домами, широкими улицами и скверами.
Хороший город построили!
Секрет
Однажды Зинаида Фёдоровна сказала ребятам:
— Скоро у одной нашей девочки будет день рождения. Давайте приготовим ей подарки. Каждый сделает то, что хочет.
— А у кого будет день рождения? — спросила Света.
— А это пока секрет, — ответила Зинаида Фёдоровна. — Сначала мы сделаем подарки, а потом я вам скажу, кому их подарить.
Все стали думать, какие приготовить подарки.
— Я хочу слепить птицу, — сказал Виталик.
— Я нарисую хорошую картинку, — сказала Лена.
— А я, — сказала Света, — вышью платочек. — Она была очень довольна, что придумала такой подарок.
Принялись ребята за дело: одни стали рисовать, другие лепить из глины игрушки.
А Светлане Зинаида Фёдоровна дала кусок белой материи, цветные нитки и иголку.
В комнате стало тихо. Все ребята работали молча. Только изредка раздавались голоса.
— Зинаида Фёдоровна, смотрите, какой у меня рисунок красивый получается, — сказала Лена.
— А я птицу делаю, — сказал Виталик. — Настоящего скворца.
— Кому же мы подарки готовим? — спросила Светлана, вышивая платочек.
— Секрет! Потом узнаем! — сказал Виталик.
Когда все закончили работу, Зинаида Фёдоровна собрала подарки и положила их в шкаф.
Через несколько дней, как всегда, ребята собрались в группе. Вместе со всеми пришла и Светлана. На ней было новое платье, новые коричневые туфли, и вся она была какая-то особенная, праздничная.
Ребята посмотрели на Светлану и сразу вспомнили про подарки. Вот у кого сегодня день рождения!
— Нашей Свете исполнилось пять лет, — сказала Зинаида Фёдоровна. — Её день рождения мы будем праздновать все вместе, ведь это и наш праздник. А теперь давайте поздравим Светлану.
Все ребята закричали: Поздравляем! — и стали дарить подарки. Виталик подарил скворца, Лена — рисунок, Ира — фартук для куклы.
Света принимала подарки и всем говорила:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
Тут Зинаида Фёдоровна достала из шкафа платочек и тоже отдала Светлане:
— А этот подарок ты сама себе приготовила.
Света взяла свой платочек и тоже сказала:
— Спасибо!
Ребята засмеялись, и Светлана вместе с ними.
Спать пора
После обеда в детском саду наступает тишина.
Тихо в комнатах, тихо в коридорах, тихо на лестнице.
Даже кот Бобик тихо лежит на подоконнике, греет на солнце спину.
Это значит, что в детском саду настал тихий час. Спать пора!
Все ребята спят, одна Светлана возится в своей кровати. Беда с ней никогда вовремя не засыпает.
— Света, спать пора! — говорит Зинаида Фёдоровна.
— Я буду, — отвечает Света, но только Зинаида Фёдоровна отходит от её постели, начинает опять ворочаться.
Потом и это ей надоело. Стала Света говорить:
— А у нас музыкальные занятия будут! Я как стану под музыку ходить, как все песни выучу! Лучше всех!
Все ребята спят, никто не слушает Свету, а она говорит, говорит… Опять Зинаида Фёдоровна подошла к ней, но Светлана так разгулялась, что никак уснуть не может.
Незаметно прошёл час, ребята проснулись, оделись, побежали умываться, а Светлана спит. Уснула наконец!
Стали её будить:
— Света, вставай! Пора идти на занятия!
— Я спать хочу! — говорит Света.
Не хочет подниматься!
А когда проснулась, протёрла глаза, посмотрела по сторонам, видит — нет в комнате ребят. Одна няня Нина Марковна на стуле сидит, смотрит на неё.
— А где ребята? Куда они спрятались?
— Ребята музыкой занимаются. Одна ты спишь, — говорит Нина Марковна.
Светлана вскочила — и скорей одеваться. Пока оделась, пока умылась кончились музыкальные занятия, все ребята в группу возвратились.
Так и не походила Света под музыку, ни одной новой песни не выучила.
Пришла вечером домой и говорит маме:
— Спать пора! А то ещё проспим утром и в детский сад опоздаем.
Легла в кровать, закрыла глаза и так тихо лежала, что не заметила, как уснула.
Кто скорее подрастёт
Весной во дворе детского сада посадили молодые деревца. Они были тонкие, с маленькими зелёными листочками, а ростом не больше, чем ребята из младшей группы.
— Теперь, — сказала Зинаида Фёдоровна ребятам, — каждому из вас я дам по одному деревцу. Вы будете ухаживать за ними, поливать, смотреть, чтобы они не запылились, не засохли.
Ребята взяли лейки и пошли во двор.
Светлане досталось самое маленькое деревце. Она полила его, смыла с листьев пыль, подровняла землю.
Всё было очень хорошо. Только руки у Светланы стали грязными и даже на лице виднелись грязные полосы.
Возвратились ребята в группу, умылись и начали играть. Одна Светлана не пошла в умывальную комнату, а взяла цветные карандаши, бумагу и стала рисовать.
— Светлана, скажи мне, зачем ты своё деревце поливала? — спросила её Зинаида Фёдоровна.
— Чтобы оно чистое было, — ответила Света, — чтобы не засохло и скорее росло. Только я всё равно скорее вырасту!
— Для того чтобы скорее вырасти, — говорит ей Зинаида Фёдоровна, тебе, как и деревцу, нужно почаще умываться. А посмотри, какая ты грязная! Так ты никогда не, вырастешь!
Побежала Светлана в умывальную комнату, вымыла лицо и руки, отряхнула платье. Подошла к Зинаиде Фёдоровне и спрашивает:
— А можно мне ещё на своё деревце посмотреть?
Зинаида Фёдоровна разрешила, и они вместе вышли во двор.
Светлана подошла к деревцу, посмотрела на него-чистое. Посмотрела на свои руки — тоже чистые. Деревце вымыто, и Света вымыта.
— Теперь я буду часто-часто умываться! — говорит она. — Мы ещё посмотрим, кто скорее подрастёт!
Берегите свои косы!
Совсем ещё недавно у Светланы были две короткие, худенькие косички, и вот выросли настоящие большие косы. Наверное, Светлана была бы очень довольна своими косами, если бы не мальчишки. И не столько все мальчишки, сколько один — самый главный забияка Алёша Киселёв.
Алёша появился в детском саду всего месяц назад. Никто не знал, почему он так любит дёргать чужие косы: то ли потому, что у него своих нет, то ли потому, что ему очень нравится, как визжат девчонки.
А девчонки визжали. И не только визжали, а иногда и плакали. Зинаида Фёдоровна не раз наказывала Алёшу: не разрешала играть с другими ребятами. Но проходил день-два — и он опять дёргал кого-нибудь за косу. Не раз доставалось от него и Светлане.
— Как тебе не стыдно! Зачем ты обижаешь девочек? — спрашивала Зинаида Фёдоровна Алёшу.
— А я забыл, что нельзя, — отвечал он. — Я больше не буду.
Но на самом деле Алёша только обещал, что не будет, и всё повторялось сначала.
Даже на прогулке, когда ребята строились парами, никто из девочек не хотел становиться впереди Алёши.
Попробуй встань! Он обязательно дёрнет за косу!
И отчего мальчишкам не разрешают отпускать косы? — думала Светлана. Были бы у Алёши косы, он бы нас не трогал!
Конечно, можно повесить в детском саду объявление: Берегите свои косы!
Только это всё равно не помогло бы. Ведь Алёша ещё не умел читать.
А с некоторых пор девочкам совсем не стало житья от Алёши. И всё потому, что он стал хитрее.
Теперь Алёша уже никого не трогал при Зинаиде Фёдоровне. Но стоило ей выйти на минутку из комнаты — берегитесь, девчонки!
И уж совсем было плохо тому, кто встречался с Алёшей на лестнице или в раздевалке. И жаловаться на него было нельзя. Всех, кто хотел рассказать о проделках Алёши, он называл ябедами.
И девочки молчали. Разве кому-нибудь хотелось быть ябедой?
Но вот как-то Светлана не выдержала и пожаловалась, только не Зинаиде Фёдоровне, а папе.
— Пап! А сегодня меня Алёша опять за косы таскал, — сказала она, вернувшись домой.
— А ты что? — поинтересовался папа.
— А я ничего… Я закричала.
— Он тебя таскал за косы, а ты стояла и кричала?
— Ага…
— Ну, тогда мне всё понятно!
И, хотя папа ничего больше не сказал, Светлана тоже кое-что поняла.
На следующий день, она, как всегда, пришла в детский сад. В раздевалке, а потом во время зарядки Света почему-то всё время находилась около Алёши. Она так близко подходила к нему, что, когда все делали второе упражнение, Алёша даже задевал руками её спину. Казалось, что Светлана специально хочет показать ему, какие у неё косы — длинные, толстые, с широкими коричневыми бантами.
Когда ребята вернулись в группу и Зинаида Фёдоровна пошла на кухню, чтобы узнать, готов ли завтрак, Алёша недолго думая подошёл к Светлане и что было силы дёрнул её за косу.
И тут случилось неожиданное: вместо того чтобы завизжать, Света схватила Алёшу за его ровную, гладко расчёсанную чёлку.
— Ой больно, отпусти! — завизжал Алёша.
Ребята даже рты раскрыли от удивления: самый грозный и хитрый забияка визжал, как девчонка!
Через несколько минут вернулась Зинаида Фёдоровна.
В группе всё было тихо и спокойно.
Ребята молча сидели за столиками и ждали завтрака. Только Алёша стоял у окна и усиленно растирал своё и без того красное лицо.
— Что случилось? — Зинаида Фёдоровна подошла к Алёше.
— А чего… чего она пристаёт? — пожаловался Алёша, показывая рукой в сторону Светланы. — Она… она за волосы меня таскает… очень больно.
Но Зинаида Фёдоровна словно не расслышала его слов.
— Пойди умой лицо и садись за стол. Сейчас будем завтракать.
— Эх ты, ябеда! — сказала Светлана, когда Алёша вернулся из умывальной комнаты и сел на место. Потом она оглянулась и, убедившись, что Зинаида Фёдоровна занята своими делами, ещё раз с выражением повторила: — Я-бе-да!
Метро
Раз в неделю, по воскресеньям, детский сад бывает закрыт. Этот день называется выходным.
В выходной день Светлана с мамой и папой поехали кататься по новой линии метро.
Подошли они к кассе. Папа приподнял Светлану, она протянула руку в окошко и взяла три билета: себе, маме и папе.
— А почему ты себе взяла билет? — спросила её кассирша. — Ведь ты ещё маленькая.
— Я не маленькая, — ответила Света. — Я большая, мне уже пять лет!
Спустились они по лестнице-чудеснице под землю и пошли по новому переходу на станцию Арбатская. А там светло, как на улице! Всюду горят какие-то необыкновенные лампочки — длинные, как трубки, и светятся белым дневным светом. Интересно!
Новая станция Светлане очень понравилась. Светло, просторно, стены блестят, и на них нарисованы разные картины и золотые звёзды, как на кремлёвских башнях. А кругом много-много людей. Всем хочется в первый день посмотреть новое метро!
Светлана так загляделась по сторонам, что не заметила, как пришёл поезд. Открылись в нём двери, и все стали входить в вагоны. Папа взял Свету за руку, и они тоже вошли. Только вошли, а двери и захлопнулись. Света посмотрела: мамы нет!
— Где мама? — закричала она. — Мама потерялась!
А мама стоит за окном вагона, смеётся и машет Свете рукой. Помощник машиниста крикнул: Готов! — и поезд поехал.
— Ничего, — сказал папа, — мама нас догонит.
Приехали они на следующую станцию — Смоленскую. Вышли из поезда, не успели оглянуться, как уже новый поезд идёт. На нём и мама приехала.
И хотя Светлана много раз до этого ездила в метро, а тут увидела маму, обрадовалась и удивилась:
— Вот как быстро поезда в метро ходят!
Первые буквы
Зинаида Фёдоровна приготовила ребятам подарок: новую игру — в буквы.
Это были не кубики и не разноцветные картинки. Новая игра не лежала в коробке, как все обычные игры. И играть в неё могли сразу все двадцать мальчиков и девочек.
Ребята построились в линейку и стали по очереди называть свои имена:
— Алёша, Боря, Виталик, Гриша…
— Теперь, — сказала Зинаида Фёдоровна, — каждый из вас будет одной буквой: Алёша — буквой А, Боря — буквой Б, Виталик — буквой В, Гриша Г…
— А я? — не дождавшись, пока очередь дойдёт до неё, спросила Света. Какой буквой буду я?
— Ты, Света, будешь буквой С.
Стали ребята из букв слова составлять: Миша, Алёша, Маша, Аня — мама. Петя, Алик, Паша, Аня — папа.
Все ребята шумят, бегают, каждый своё место в новом слове ищет.
Интересную игру придумала Зинаида Фёдоровна!
Только Света недовольна, что пока без дела стоит.
— Я тоже хочу в слово встать!
Тогда Зинаида Фёдоровна выстроила в ряд Мишу, Олю, Свету, Костю, Виталика и Алёшу.
— А ну-ка, какое слово у вас получилось? — спрашивает.
Ребята стали называть буквы:
— М-о-с-к-в-а.
— Москва! — вдруг закричала Светлана, узнав знакомое слово.
Она стояла в линейке третьей. Стояла счастливая и довольная: вот для какого хорошего слова пригодилась её буква!
Подарок
Давно уже просила Светлана купить ей настоящую, живую птицу.
— У меня всё игрушечные и игрушечные, а настоящей нет, — говорила она маме.
И вот наконец Света идёт с мамой по Кузнецкому мосту к зоологическому магазину.
Хорошо на улице в яркий весенний день! В небе светит солнце, сушит мостовую после первого дождя. А вокруг — людей, людей! Почти все идут с ребятами, и Свете кажется, что все они спешат к зоологическому магазину за птицами.
— Какую же тебе птицу купить? — спрашивает мама. — Щегла, канарейку или дрозда?
— Знаешь какую? — говорит Света. — Воробья!
— Воробьёв в магазине не продают, — отвечает мама.
— Тогда… тогда купи мне птицу-синицу.
Так и решили. Пришли они в магазин, а там так интересно! На полках стоит много клеток, а в них прыгают разные птицы: и жёлтые, и зелёные, и красные, и серые. Каких только нет!
— Дайте нам, пожалуйста, синичку! — просит мама продавца.
— Птицу-синицу, — говорит Света.
Выбрали они самую хорошую птицу-синицу в большой жёлтой клетке и пошли домой.
Дома приладили клетку над окном, ближе к солнцу и свету, насыпали птице корму.
— Живи-поживай!
Наутро, только Света проснулась и стала собираться в детский сад, как вспомнила про птицу-синицу:
— А что, птица-синица одна останется? Нужно её с собой взять.
Через несколько минут птица-синица отправилась вместе со Светой и папой в путешествие — в детский сад. Пришли они в группу раньше всех, поставили клетку на окно рядом с галчонком и рыбками.
Ребята входят в комнату — удивляются:
— Откуда у нас новая птица?
Пришла Зинаида Фёдоровна, тоже удивилась:
— Кто это синичку принёс?
— Это я принесла, — сказала Света. — Чтобы птице-синице не скучно было. А вечером я её опять домой унесу.
Ребята обступили клетку, смотрят на птицу, разговаривают с ней, а она прыгает с жёрдочки на жёрдочку, щебечет! Только галчонок недоволен — забился в угол своей клетки: обиделся чудак, что на него внимания не обращают.
Весь день не отходили ребята от клетки — понравилась им птица-синица! Вечером стали все собираться по домам. Оделись, попрощались с Зинаидой Фёдоровной и пошли с мамами, папами, бабушками на улицу. Света тоже совсем было уже собралась уходить, как вдруг на пороге её догнала Зинаида Фёдоровна:
— Светлана, ты свою птицу-синицу забыла!
— Я не забыла, — говорит Света. — Я хочу, чтобы она у нас в детском саду жила. Для всех ребят.
Так и осталась птица-синица жить в группе. Даже с галчонком подружилась, и они стали переговариваться на своём птичьем языке. А летом, когда детский сад поехал на дачу, ребята обеих птиц выпустили на волю. Пусть живут себе на свободе и вспоминают про детский сад!
Мамина работа
Каждое утро мама и папа уходили на работу.
Каждый вечер мама и папа приходили с работы.
Они так и говорили:
— Мы идём на работу.
— Мы пришли с работы.
— А что такое работа? — спрашивала Светлана. — Я тоже хочу на работу!
— Пока ты маленькая, твоя работа — это детский сад, — говорил ей папа.
Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она всё время просила маму:
— Возьми меня с собой!
Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда. Она поговорила о чём-то с Зинаидой Фёдоровной, а потом сказала:
— Ну, Светик, одевайся. Пойдём смотреть мою работу.
Они вышли во двор, потом на улицу, спустились в метро и уже через несколько минут были на другом конце города.
Здесь, среди деревьев, стояло большое красное здание. Мама провела Светлану через красивые железные ворота, и они пошли по просторному двору к дверям дома.
— Это что? — спросила Светлана.
— Это фабрика, где я работаю, — сказала мама.
— А у тебя какая работа? — спросила Светлана.
— Хорошая, интересная работа! — ответила мама. — Сейчас мы пойдём с тобой на фабрику, и я тебе всё покажу.
Когда они вошли в цех, то Светлана сначала даже растерялась. Она никогда ещё не видела таких огромных комнат со стеклянными крышами. Повсюду рядами стояли какие-то машины, и все они так шумели, что ничего не было слышно.
Мама подвела дочку к одной машине, и тут Светлана увидела, что к ней широкой лентой тянется светлая материя, а вылетает из неё разноцветная. Быстро красит машина материю!
— Вот здесь я и работаю, — услышала Света сквозь шум машины мамины слова. — У нас на фабрике делают материю, из которой потом шьют ребятам красивые платья. И твоё платье тоже сшито из такой же материи.
— А кто там работает? — спросила Света и показала рукой на соседнюю машину.
— И на той машине я работаю, — сказала мама. — У нас каждая работница обслуживает несколько машин.
Вдруг Света увидела на маминых машинах маленькие красные флажки.
— А это что?
— Такие красные флажки дают тем работницам, которые хорошо работают, сказала мама. — А у нас в цехе все хорошо работают.
Тут Светлана увидела, что и на других машинах тоже развеваются красные флажки.
— И я хочу такой флажок и машину тоже, — сказала она.
— И тебе обязательно дадут такой флажок, когда ты вырастешь и будешь хорошо работать.
Долго они ещё ходили по цеху и смотрели на чудесные машины, потом вышли во двор.
А здесь Светлана увидела, как вереницей ехали с фабрики грузовики, доверху нагруженные готовой материей.
Повезут её теперь во все концы страны, чтобы сшить для ребят много новой, красивой одежды.
Светлане очень понравилась мамина работа. А ночью ей приснился сон. Стоит она в большом, светлом цехе около машины, а из машины вылетают разноцветные платья!
Надевают их ребята и говорят:
Хорошие платья!
А на Светланиной машине, на самом верху, вьётся маленький красный флажок — за хорошую работу!